Российскому рынку спутниковой навигации прочат десятикратное увеличение

Российскому рынку спутниковой навигации прочат десятикратное увеличение в течение ближайших трех лет. Пока, правда, основным катализатором его развития является государство.

Для того чтобы узнать дорогу из пункта А в пункт Б, сейчас уже мало кто водит пальцем по бумажной карте — маршрут подсказывает электронное устройство. Во всем мире навигационные услуги — один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка высоких технологий: если в прошлом году объем мирового навигационного рынка составил 90 млрд долларов, то в нынешнем он должен вырасти уже вдвое — до 180 млрд долларов.

Навигационные технологии применяются очень широко — это картография, авиационный и водный транспорт, военная сфера. Однако более половины всего мирового рынка обеспечивается использованием этих технологий на наземном транспорте.

Отличные перспективы у рынка навигационных решений для корпоративных автопарков. Такие решения дают возможность не только установить в автомобиле устройство, которое подскажет дорогу, но и интегрировать его в единую автоматизированную систему управления предприятием. И Россия, судя по всему, на пороге бума на этом рынке.

Навигатор можно оснастить модулем связи, который через определенные промежутки времени будет передавать информацию о передвижении, скажем, грузовика в единый диспетчерский центр. Попутно к модулю связи есть возможность подсоединить различные измерительные приборы, имеющиеся в машине: это может быть датчик расхода топлива или, скажем, датчик температуры внутри грузового отсека в рефрижераторе. Можно подсоединить к такой системе и бортовой компьютер автомобиля с данными о том, когда, например, надо проводить ТО. Вся эта информация передается в диспетчерский центр компании, в результате чего эффективность управления автопарком повышается в разы: существенно сокращаются простои автомобилей, контролируется расход топлива, четко отслеживается и координируется время доставки грузов.

Подобными навигационными решениями в крупных российских городах уже располагают многие службы такси: диспетчер видит, где находится каждая машина, занята ли она, и в зависимости от этого может быстро передать новый заказ ближайшему водителю.

В целом же потенциал корпоративных навигационных решений в России очень велик: согласно подсчетам, подобные системы пока используют не более 5% корпоративных автопарков.

Участники рынка говорят, что если в 2009 году в России было установлено около 100 тыс. единиц бортового транспортного оборудования с функцией навигации, то в 2010-м этот показатель уже вырос более чем в два с половиной раза — до 360 тыс.; в 2011-м поднялся до 500 тыс. единиц, а в 2015-м объем рынка может достичь 8 млн штук. И прежде всего это связано с действиями государства по развитию национальной навигационной системы ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС пытаются придать практическую осмысленность. По замыслу российских властей, для начала системами ГЛОНАСС должны в обязательном порядке оснащаться автопарки государственных предприятий. Соответствующие законодательные акты начали принимать еще несколько лет назад (например, постановление правительства № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» от 25 августа 2008 года, Федеральный закон № 22 «О навигационной деятельности» от 14 февраля 2009 года).

Они определили перечень транспортных средств, которые должны были получить навигационные системы ГЛОНАСС, а также сроки выполнения этой задачи. Как это часто бывает, заявленные сроки с первой попытки соблюсти не удалось: поначалу планировалось, что ГЛОНАСС должна быть внедрена в большинстве государственных автопарков к 1 января 2011 года, затем срок был перенесен на 1 января 2012-го, а потом и на 1 января 2013 года. Тем не менее, несмотря на чехарду со сроками, оснащение государственных автомобилей системами ГЛОНАСС идет полным ходом: ими оборудуют общественный транспорт, машины коммунальных, экстренных служб («скорой помощи», МЧС), силовых ведомств и так далее.

Злые языки говорят, что сейчас российский рынок навигационных решений почти монополизирован компаниями, которые оказались у кормушки госзаказа. Однако многие наблюдатели считают, что эти обвинения несправедливы. Объективно на рынке нужен единый регулятор, который как минимум следил бы за едиными стандартами внедрения навигационных решений в госорганах.

Но пока поток госзаказа на российский рынок навигационных решений иссякать не собирается — у госорганов есть еще много амбициозных планов. В частности, полным ходом идет оснащение навигационными устройствами общественного транспорта. В некоторых крупных российских городах автобусы уже полностью оснащены навигационными датчиками, причем данные постепенно становятся доступными не только диспетчерским службам, но и широкой публике.

Уже сейчас в интернете в свободном доступе есть карты, на которых в режиме реального времени отображается передвижение общественного транспорта в различных российских городах. В частности, автора этих строк особенно впечатлил такой сервис в Челябинске. Здесь на электронной карте города перемещаются большие разноцветные точки с цифрами, обозначающими номера маршрутов. То есть стоящий на остановке человек может узнать, где сейчас находится автобус, которого он ждет.

Московские власти заявляют, что в столице подобный сервис будет доступен уже осенью. При этом здесь ожидается внедрение новой услуги «умная остановка». На остановках общественного транспорта будет размещен так называемый QR-код — штрихкод, на который можно будет навести камеру смартфона, и в нем сразу откроется веб-страница с картой передвижения городского транспорта, где можно будет увидеть, сколько еще придется ждать нужного автобуса, троллейбуса или трамвая.

Источник